The Riddle of Tchaikovsky’s Song Simple Words (op. 60 № 5)

Аннотация

Двенадцать романсов ор. 60, посвященных императрице Марии Федоровне (1886), являются наиболее многосоставным камерно-вокальным опусом П. И. Чайковского. Особое место принадлежит в нем романсу № 5  «Простые слова». С одной стороны, он относится к группе сочинений, написанных Чайковским на свой собственный текст, и уже необычным названием привлекает к себе внимание. С другой — является редко исполняемым, малоизученным. При этом в научной литературе он получил разноречивые оценки: от острокритических до недоуменных. В сравнении с общеизвестными шедеврами этого опуса он блекнет, производя впечатление некого «вставного номера». Тем не менее он порождает ряд вопросов. К кому обращается «лирический герой»? От кого исходит обращение? Какова вообще его «тема»? Автор статьи предлагает 
свое прочтение. Аналитические наблюдения над словесным и музыкальным рядом заставляют предположить, что композитор работал в жанре музыкального портрета и изобразил императора Александра III. Это может дать ключ к новому пониманию не только данного романса, но и всего цикла ор. 60 как музыковедами, так и исполнителями. 
В приложении впервые публикуется авторизованная копия романса «Простые слова» из собрания Научной библиотеки Государственного Эрмитажа.

Использованная литература
  1. Альшванг А. А. П. И. Чайковский. 3-е изд. М.: Музыка, 1970. 816 с.
  2. Берс А. А. Воспоминания об Императоре Александре III // Старина и новизна. 1900. Кн. 3. С. 314–338.
  3. Даль В. И. Пословицы русского народа: Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и проч.: в 2 т. 2-е изд. Т. II. СПб.; М.: М. О. Вольф, 1879. 640 с.
  4. Император музицирующий: каталог выставки / гл. ред. Н. П. Головко; вступ. ст. В. В. Кошелева. СПб.: Арт Деко, 2006. 79 с.
  5. Ипполитов А. В. Тузы, дамы, валеты: двор и театр в карикатурах И. А. Всеволожского из собрания В. П. Погожева. М.: Кучково поле: Фонд Связь эпох, 2016. 336 c.
  6. К. Р. Избранная переписка / сост. Л. И. Кузьмина. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. 528 с.
  7. Кудрина Ю. В. С высоты престола. Император Александр III и императрица Мария Федоровна. М.: Русский мир, 2013. 576 с.
  8. Кюи Ц. А. Русский романс: Очерк его развития. СПб.: Н. Ф. Финдейзен, 1896. 218 с. 
  9. Макарова С. А. Музыкальность лирики и вербализация музыки в русском искусстве: Монография. М: Азбуковник, 2020. 760 с.
  10. Моисеев Г. А. Нотные коллекции Мраморного дворца. К проблеме реконструкции // Источниковедение истории культуры: Сборник статей и материалов. Вып. 3 / сост. Э. А. ван Домбург-Окунева. СПб.: Перспектива, 2012. С. 123–138.
  11. Моисеев Г. А. Романсы П. И. Чайковского для императрицы Марии Федоровны: неизвестная авторизованная рукопись // Научный вестник Московской консерватории. Том 6. Выпуск 3 (сентябрь 2015). С. 106–145. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2015.22.3.006
  12. Моисеев Г. А. П. И. Чайковский и великий князь Константин Николаевич. К истории взаимоотношений // Научный вестник Московской консерватории. Том 4. Выпуск 3 (сентябрь 2013). С. 136–167. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2013.14.3.07
  13. Орлова Е. М. Романсы Чайковского. М.; Л.: Музгиз, 1948. 164 с.
  14. Придворный календарь на 1884 год. СПб.: Типография поставщика-типографа Двора Его величества Р. Голике, 1883. 638 c.
  15. Силвестер Р. Д. Все романсы П. И. Чайковского: комментарии, тексты на русском и английском языках, исполнители, записи / пер. с англ. Н. Н. Кулаковой. М.: [б. и.], 2013. 400 с. 
  16. Соколов В. С. Антонина Чайковская: История забытой жизни. М.: Музыка, 1994. 296 с.
  17. Тематико-библиографический указатель сочинений П. И. Чайковского: Thematic and Bibliographical Catalogue of P.I.Tchaikovsky’s (P. I. Čajkovskij’s) Works / ред.-сост. П. Вайдман, Л. Корабельникова, В. Рубцова. М.: П. Юргенсон, 2006. 1107 с. 
  18. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / отв. ред. Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 2008. 1175 с.
  19. Туманина Н. В. Чайковский: Монография: в 2 т. Т. I: Путь к мастерству. 1840–1877. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. 559 с.
  20. Уортман Р. С. Сценарии власти: Мифы и церемонии русской монархии: в 2 т. / пер. с англ. И. А. Пильщикова. Т. II: от Александра II до отречения Николая II. М.: ОГИ, 2004. 796 с.
  21. Цыпин В., прот. Брак // Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. VI. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. С. 146–181.
  22. [Чайковский П. И.] Дневники П. И. Чайковского / подгот. к печ. Ип. И. Чайковским. М.; Пг.: Гос. изд-во. Муз. сектор, 1923. 294 с.
  23. Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. XII / подгот. Л. В. Музылевой и С. С. Муравич. М.: Музыка, 1970. 595 с.
  24. Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и  переписка. Т. XIII / подгот. Н. А. Викторовой, И. С. Поляковой. М.: Музыка, 1971. 636 с.
  25. Чайковский П. И., Юргенсон П. И. Переписка: в 2 т. Т. I / сост. и науч. ред. П. Е. Вайдман. М.: П. Юргенсон, 2011. 688 с. 
  26. Чайковский П. И., Юргенсон П. И. Переписка: в 2 т. Т. II / сост. и науч. ред. П. Е. Вайдман. М.: П. Юргенсон, 2013. 664 с. 
  27. Brown D. Tchaikovsky: A Biographical and Critical Study: in 4 vols. Vol. 4: The Final Years (1885–1893). London: Gollancz, 1991. 527 p.
  28. Bullock P. R. Ambiguous Speech and Eloquent Silence: The Queerness of Tchaikovsky’s Songs // 19th-Century Music. Vol. 32. No. 1 (July 2008). P. 94–128. https://doi.org/10.1525/ncm.2008.32.1.094. 
  29. Sylvester R. D. Tchaikovsky’s Complete Songs: A Companion with Texts and Translations. Bloomington (Ind.); Indianapolis: Indiana univ. press, 2002. 349 p.
  30. Wortman R. Scenarios of Power: Myth and Ceremony in Russian Monarchy from Peter the Great to the Abdication of Nicholas II. New Abridged One-Volume Paperback Edition. Princeton: Princeton University Press, 2006. 512 p.