Диалог с прошлым в творчестве Мэри Джейн Лич: на пути к слышанию

Аннотация

Статья посвящена анализу и интерпретации сочинений американского композитора Мэри Джейн Лич (р. 1949), созданных на основе чужого материала: музыки К. Монтеверди, Дж. Дауленда, И. С. Баха, А. Брукнера и др. Отношение к прошлому в этих пьесах свободно от постмодернистской иронии: используя стратегию деконструкции, композитор дополняет заимствованный материал, создает на основе чужих произведений оригинальные композиции, в которых внимание слушателя акцентируется на не слышимых ранее или малозаметных музыкальных деталях.

Этот же подход композитор применяет и для исследования исторических событий, в том числе тех, которые дошли до нас в виде мифологии: деконструируя миф, Лич создает феминистскую оперу об Ариадне; черпая вдохновение из рассказов об охоте на ведьм, перерабатывает текст Кастеллозы, средневековой окситанской тробайрицы (женщины-трубадура)— в результате возникает сильное, полное экспрессии художественное высказывание.

Предоставляя в своих произведениях голос людям, чьи образы оказались несправедливо забыты или искажены с течением времени, Мэри Джейн Лич помогает своим слушателям приобрести опыт чуткости и восприимчивости к музыкальному и историческому наследию.

Использованная литература

1. Деррида Ж. Письмо к японскому другу (пер. А. Гараджи) // Вопросы философии. М., 1992. №4. С. 53–57.

2. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм [пер. с лат. Н. Цветкова; вступ. cт. С. Лозинского; сост. примеч. С. Ершова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2009. 524 с.

3. Carter T. Musical sources // The Cambridge Companion to Monteverdi / ed. by John Whenham, Richard Wistreich. New York: Cambridge University Press, 2007. P. 20–30. DOI: https://doi.org/10.1017/CCOL9780521875257.004.

4. Dronke P. The Provencal Trobairitz: Castelloza // Medieval Women Writers / ed. by Katharina M. Wilson. Athens (Georgia): The University of Georgia Press, 1984. P. 131–152.

5. Egan M. The Vidas of the Troubadours. New York: Garland, 1984. XLIII, 124 p.

6. Gann K. American Music in the Twentieth Century. New York: Schirmer Books, 1997. 400 p.

7. Gann K. A Technically Definable Stream of Postminimalism, Its Characteristics and Its Meaning // The Ashgate Research Companion to Minimalist and Postminimalist Music / ed. by Keith Potter, Kyle Gann, Pwyll ap Siôn. London: Routledge, 2016. P. 39–60. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315613260

8. Gann K. Minimal Music, Maximal Impact: Postminimalism. 2001. [Электронный ресурс.] URL: https://nmbx.newmusicusa.org/minimal-music-maximal-impact/6/ (дата обращения: 12.02.2018).

9. Gay Guerrilla: Julius Eastman and His Music / ed. by Renée Levine Packer, Mary Jane Leach. Rochester, New York: University of Rochester Press, 2015. XXII, 244 p. (Eastman studies in music. Vol. 129).

10. Gottschalk J. Experimental Music Since 1970. New York: Bloomsbury Academic, 2016. 294 p.

11. Horen Verhoosel H. van. Is She Angry or Just Sad? Grief and Sorrow in the Songs of the Trobairitz // The Inner Life of Women in Medieval Romance Literature: Grief, Guilt and Hypocrisy / ed. By Jeff Rider and Jamie Friedman. New York: Palgrave Macmillan, 2011. P. 129–146. DOI: https://doi.org/10.1057/9780230339330_6

12. Lachenmann H. Accanto // Musik als existentielle Erfahrung. Schriften 1966–1995 / hrsg. und mit einem Vorwort versehen von J. Häusler. Wiesbaden; Leipzig; Paris: Breitkopf & Härtel; Insel Verlag, 2004. S. 168–177.

13. Kemp S., Williams K. Demonic Possession and Mental Disorder in Medieval and Early Modern Europe // Psychological Medicine. 1987. No. 17. P. 21–29.

14. Langdon A. “Pois Dompna S’ave / D’Amar”: Na Castellosa’s Cansos and Medieval Feminist Scholarship // Medieval Feminist Forum. Vol. 32 (2001). P. 32–42. DOI: https:// doi.org/10.17077/1536-8742.1287

15. Lawden M. Gilles de la Tourette Syndrome: a Review // Journal of the Royal Society of Medicine. May 1986. Vol. 79. P. 282–288. DOI: https://doi. org/10.1177/014107688607900508

16. Leach M. J. The Ariadne Project. [Электронный ресурс.] URL: http://www.mjleach. com/ariadne.htm (дата обращения: 01.02.2020).

17. Leach M. J. The Ariadne Project: Sources for History and Women’s Studies. [Электронный ресурс.] URL: http://www.mjleach.com/ariadne-biblio-history.htm (дата обращения: 01.02.2020).

18. Leach M. J. The Ariadne Project: Sources for Lyrics. [Электронный ресурс.] URL: http://www.mjleach.com/ariadne-biblio-lyrics.htm (дата обращения: 01.02.2020).

19. Leach M. J. Artist Statement. [Электронный ресурс.] URL: https://www.foundationfor contemporaryarts.org/recipients/mary-jane-leach (дата обращения: 01.02.2020).

20. Leach M. J. Program Notes from Copralalia, la la la. [Электронный ресурс.] URL: http://www.mjleach.com/program%20notes/CopralaliaProgramNotes.pdf (дата обращения: 01.20.2020).

21. Oliveros P. Deep Listening: a Composer’s Sound Practice. Lincoln, Neb.: iUniverse, 2005. 128 p.