Манфред Букофцер, Пауль Захер и базельский ординариат

Аннотация

Статья продолжает исследование эпистолярного наследия российско-швейцарского музыковеда и органиста Жака Гандшина (1886, Москва — 1955, Базель). В конце жизни ученый принадлежал к ряду виднейших фигур западного академического музыкознания. Он руководил музыковедческим семинаром Базельского университета —  одним из центров международного музыковедения середины ХХ века. Вопрос о преемнике Гандшина на этом посту остро встал осенью 1955 года, когда здоровье ученого пошатнулось. Основным претендентом был Манфред Букофцер, — и звестнейший американский музыковед, в прошлом ученик Гандшина, придерживавшийся, однако, иных, чем его руководитель, научных убеждений. Данная статья представляет несколько ранее неизвестных источников из архива Жака Гандшина, а также три документа осени 1955 года из переписки Букофцера со знаменитым швейцарским меценатом и дирижером Паулем Захером, имевшим немалое влияние на события, развернувшиеся тогда вокруг поста базельского ординариуса. Представляемые материалы позволяют бросить взгляд на неочевидные (скрытые в глубинах частной переписки), но располагающие к размышлению сюжеты из истории западного музыкознания середины ХХ века.

Использованная литература

1.   Бобрик О. А. Жак Гандшин и Артур Лурье //  Жак Гандшин и музыковедение XXI века. СПб.: РИИИ. (Готовится к печати).

2.   Буссе Бергер А. М. Жак Гандшин, медиевист среди этномузыковедов // Жак Гандшин и музыковедение XXI века. (Готовится к печати).

3.   Князева Ж. В. К истории нескольких несостоявшихся защит в Базеле. Из переписки Жака Гандшина с Густавом Ризом, Карлом-Алланом Мобергом, Хайнрихом Бесселером //  Научный вестник Московской консерватории. 2018. № 2 (33). С. 66–81.

4.   Князева Ж. В. Новые документы к истории европейско-американских диалогов послевоенного музыковедения. Лео Шраде, Жак Гандшин, Армен Карапетян //  Новые документы по истории искусствознания: ХХ век. Вып. 2. 1940-е — 1 960-е годы. СПб.: Петрополис, 2018. С. 41–86.

5.   Князева Ж. В. Новые документы к истории международного музыковедческого конгресса 1939 года в Нью-Йорке. Из переписки ученых //  Научный вестник Московской консерватории. 2018. № 3 (34). С. 144–155.

6.   Ливанова Т. Н. Проблема Ренессанса в современном западном музыкознании //  Из истории музыки и музыкознания за рубежом. М.: Музыка, 1981. С. 181–231.

7.   Майер Ф. М. Эрнст Роберт Курциус, Жак Гандшин и их книги 1948 года // Новые документы по истории искусствознания: ХХ век. Вып. 2. 1940-е —  1960-е годы. СПб: Петрополис, 2018. С. 87–115.

8.   Штефан Р. Воспоминание. (Вместо предисловия) // Жак Гандшин и музыковедение XXI века. СПб.: РИИИ. (Готовится к печати).

9.   Besseler H. Bourdon und Fauxbourdon: Studien zum Ursprung der Niederländischen Musik. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1950. 264 p.

10. Boyden D. D. In Memoriam Manfred F. Bukofzer (1910–1955) // The Musical Quarterly. Vol. 42. No. 3 (July 1956). P. 291–301.

11.  Bukofzer  M.  Music  in  the  Baroque  Era:  From  Monteverdi  to  Bach.  New-York: W. W. Norton & Co., 1947. 489 p.

12. Bukofzer M. Sumer is icumen in: A Revision //  University of California Publications in Music. II. Nr. 2. Berkeley: University of California Press, 1944. P. 79–114.

13. Bukofzer M. Über Leben und Werk von Dunstable // Acta Musicologica. Vol. 8. Fasc. 3/4 (July —  Dezember 1936). P. 102–119.

14. Bukofzer M. Geschichte des englischen Diskants und des Fauxbourdons nach den theoretischen Quellen. Leipzig: Heits & Сo, 1936. 163, 20, [3] p.

15. Busse Berger A. M. Medieval Music and the Art of Memory. University of California Press, 2005. 304 p.

16. Dahlhaus C. Jacques Handschin, Musikgeschichte im Überblick, Wilhelmshaven 1981 // Carl Dahlhaus. Gesammtelte Schriften. Bd. 9: Rezensionen. Hg. H. Danuser. Laaber: Laaber-Verlag, 2006. S. 440–441.

17. Erni J. Paul Sacher: Musiker und Mäzen. Aufzeichnungen und Notizen zu Leben und Werk. Basel: Schwabe, 1999. 215 p.

18. Gedenkschrift Jacques Handschin: Aufsätze und Bibliographie. Hg. H. Oesch. Bern: P. Haupt, 1957. 397 р.

19. Handschin J. Gedanken über modern Wissenschaft // Annalen. Zeitschrift für Literatur, Kunst, Leben. II. Zürich: Horgen, 1928. S. 512–520; Replication: Handschin J.: Über reine Harmonie und temperierte Tonleitern: Ausgewählte Schriften Hg. von M. Maier. Schliengen: Edition Argus, 2000. S. 251–262.

20. Handschin J. The summer canon and its background //  Musica Disciplina. Vol 3. Fasc. 2–4 (1949). P. 55–94.

21. Handschin J. Aus der alten Musiktheorie. III. Zur Ambrosianischen Mehrstimmigkeit // Acta Musicologica. Vol. 15 (1943). P. 2–23.

22. Handschin J. Musikgeschichte im Überblick. Luzern: Räber, 1948.

23. Hertzmann E. Manfred Bukofzer // Die Musikforschung. Jg. 9. Heft 3 (1956). S. 281–285.

24. In Memoriam Jacques Handschin. Ed. H. Anglès, G. Birkner [a. o.]. Strassbourg: P. H. Heitz, 1962. 200 p.

25. Jackson  R.  Manfred  Bukofzer //  MGG2.  Personenteil.  Bd.  3.  Kassel-Stuttgart: Bärenreiter-Verlag, J.-B.-Metzler-Verlag, 2000. Sp. 1228–1230.

26. Jacques Handschin. Über reine Harmonie und temperierte Tonleitern. Ausgewählte Schriften. Hg. und eingeleitet von F. M. Maier. Schliengen: Edition Argus, 2000. 443 S.

27. John Dunstable: Complete Works. Ed. by M. Bukofzer. Musica Britannica. Vol. VIII. London: Stainer & Bell Ltd., 1953.

28. Kirnbauer M. «Tout le monde connaît la Schola» — e ine Spurensuche zur Vorgeschichte der Schola Cantorum Basiliensis //  Basler Jahrbuch für Historische Musikpraxis. 32 (2008). S. 145–157.

29. Kirnbauer M., Zimmermann H. Wissenschaft in keimfreier Umgebung? Musikforschung in Basel 1900–1960 // Musikwissenschaft — eine verspätete Disziplin? Die akademische Musikforschung zwischen Fortschrittsglauben und Modernitätsverweigerung. Ed. by A. Gerhard. Stuttgart: J. B. Metzler Verlag, 2000. S. 321–346.

30. Kniazeva J. Jacques Handschin, Musicology and the IMS in the 1920s to 1940s // The History of the International Musicological Society. Ed. by D. Baumann and D. Fabris. Kassel; Basel: Bärenreiter, 2017. P. 25–32.

31. Lang P. H. Manfred F. Bukofzer (1910–1955) // Acta musicologica. Vol. XXVIII (1956). S. 7–8.

32. Maier  F. M.  Curtius,  Handschin  und  ihre  Bücher  von  1948 //  Archiv  für Musikwissenschaft. Jg. 71. Heft 4 (2014). S. 291–306.

33. Nef W. Paul Sacher. Ein Beitrag zu seiner Biographie //  Paul Sacher, Reden und Aufsätze, Zürich: Atlantis 1986, S. 137–148.

34. Obert S. Direktor — z unächst aber Student und Anwärter. Paul Sacher und die Musik-Akademie der Stadt Basel // Tonkunst macht Schule. 150 Jahre Musik-Akademie Basel, 1867–2017. Hrsg. von M. Wohlthat. Basel: Schwabe 2017. S. 191–200.

35. Schipperges T. Die Akte Heinrich Besseler. Musikwissenschaft und Wissenschaftspolitik in Deutschland 1924 bis 1949. München-Berlin: Strube Verlag, 2005. (Quellen und Studien zur Musik in Baden-Württemberg; Bd. 7).

36. Schmid, B. Manfred Bukofzer im Briefwechsel mit Tomas Mann //  Festschrift Horst Leuchmann zum 65. Geburtstag. Tutzing: Schneider, 1993. S. 311–321.

37. Stroux Ch. Jacques Handschin: Index scriptorium //  In Memoriam Jacques Handschin. Ed. H. Anglès, G. Birkner [a.o.]. Strassbourg: P. H. Heitz, Argenorati apud, 1962. S. 2–26.

38. Zimmermann H. Musikwissenschaft unter neutralem Regime. Die schweizer Situation in den 20er bis 40er Jahre // Musikforschung — Faschismus-Nationalsozialismus. Referate der Tagung Schloss Engers (8. bis 11. März 2000). Hg. I. von Foerster, Ch. Hust, Ch.-H. Mahling. Mainz: Are, 2001. S. 121–142.