A Study in Bass Semitones: On the Sketches of Shaklovity’s Aria in Stravinsky’s Orchestration

Abstract

Инструментовка арии Шакловитого из «Хованщины», выполненная по заказу Дягилева для постановки оперы в Париже, стала одной из не‌многих работ Стравинского, никогда не звучавших со сцены. Шаляпин, чьи требования существенно повлияли на о‌блик арии, на премьере отказал‌ся ее петь, а в дальнейшем чистовая руко‌пись оркестровки была утеряна.

Основную часть данного исследования составляет впервые осуществленный анализ двух эскизов арии, хранящих‌ся в архиве Стравинского в Базеле, — ​как источниковедческий, так и музы‌кальный. Выводы ошеломляют: занимаясь «реставрацией» «Хованщины», Стравинский не раз жертвовал подлинным текстом Мусоргского даже не ради Шаляпина — ​ради Римского-Корсакова.