В статье впервые анализируется темброво‑поэтическая морфология итоговой камерно‑инструментальной партитуры одного из крупнейших отечественных композиторов ХХ столетия — Бориса Александ‑ ровича Чайковского (1925–1996). Секстет для арфы и духовых инструментов, воплощающий свойства сверхкамерной, оркестровой палитры, рассматривается в контексте композиторской феноменологии, стилевой атрибуции и адекватной интерпретации сочинения. Основными принципами темброво‑ поэтического анализа являются стилеобразующие для Б. Чайковского элементы инструментально‑ ансамблевого и — шире — оркестрового письма, значительная часть которых сформулирована самим композитором: пространственно‑перспективное мышление; типология тембрового дления (не равнозначного у Б. Чайковского стабильным хроно‑ и темпо‑метрическим измерениям); колористическая палитра и этимология инструментальной живописи; специфика «тембровой оптики»; тембровая текстура и пластика; тембровая драматургия; звукотембровый дивизионизм; люминесцентная, светотеневая акцентуация палитры. Впервые публикуются оценочные суждения Б. Чайковского, касающиеся различных вопросов теории и практики инструментального (оркестрового) письма, раскрывающие индивидуальные свойства тембровой поэтики композитора, его этоса и стиля.
1. Абдоков Ю. У истоков поэтики оркестра. Вестник ПСТГУ. Серия V: вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 45. С. 181–207.
2. Абдоков Ю. Поэтика цвета и колорита в оркестре Бориса Чайковского // Южно‑ Российский музыкальный альманах. 2020. № 1. С. 71–78.
3. Адамович Г. Собрание сочинений: в 18 т. Т. XIV: Комментарии (1967). Эссеистика 1923–1971. М.: Дмитрий Сечин, 2016. 624 с.
4. Бахтин М. Избранное. Том I: Автор и герой в эстетическом событии. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. 544 с.
5. Бриттен Б. Получая первую премию Аспена // Музыка и время. Мысли о современной музыке. М.: Советский композитор, 1970. 232 с.
6. Вальтер Б. О Музыке и музицировании // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 1. М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. 176 с.
7. Ионеско Э. Собрание сочинений. Между жизнью и сновидением. СПб.: Симпозиум, 1999. 464 с.
8. Пришвин М. Ранний дневник. 1905–1913. СПб.: Росток, 2019. 800 с.
9. Свиридов Г. Музыка как судьба. М.: Молодая гвардия, 2002. 798 с.
10. Серова Г. Камерное творчество Бориса Чайковского (Некоторые аспекты исполнительского анализа). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Специальность 17.00.02. СПб.: Санкт‑Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского‑Корсакова, 1994. 25 с.
11. Степун Ф. Встречи. М.: Аграф, 1998. 256 с.
12. Стравинский И. Хроника. Поэтика. М.: РОССПЭН, 2004. 368 с.
13. Флоренский П., свящ. История и философия искусства. М.: Академический проект, 2017. 623 с.
14. Цуккерман В. Музыкально‑теоретические очерки и этюды. М.: Советский композитор, 1970. 464 с.
15. Anderson M. Boris Tchaikovsky // CD Reviews // Tempo. Vol. 62. No. 246 (Oct., 2008). P. 81–87.
16. Culot H. Boris Tchaikovsky. [Электронный ресурс]. URL: http://www.musicweb‑ international.com/classrev/2008/sept08/cr991091.htm (дата обращения: 20.07.2020).
17. Harnoncourt N. Musik als Klangrede. Wege zu einem neuen Musikverstandnis. Essays und Vortäge. Salzburg usw.: Residenz Verlag, 2009. 269 S.
18. Ingram P. Getting to know Boris Tchaikovsky // Fanfare. Vol. 32. No. 5 (May/June 2009). Р. 42–51.
19. Rotte T. Spana in… Boris Tjajkovsky! Rysslands doldis skapade djupt personlig music // Opus. 2006. No. 6. Malmo, Konungariket Sverige. S. 72–73.